Мой Достоевский

Раздавленное сердце лежало на дороге и -
плакало от безысходности.
И дорожная пыль греха великого отчаяния
серым туманом упоительного забвения
покрывала его бред грез из прошлой жизни нереального.
Мозаика безсвязных воспоминаний
строила в нем
разбитую
гильотиной бытия розу ветров.
Далее…

Парижское метро: мечты… мечты…

Я ехала в парижском метро — утром на работу.

Открылись двери вагона, ввалилась масса золотооправных функционеров.

Передо мной на сиденье грязно-голубого цвета села тридцатилетняя мадмуазель-функционер в светло-голубом возбуждающе-коротко-юбочном костюме, — и в золотооправных очках на правильном носу.

Она встала рано, чтобы начистить маникюр, просушить голову усовершенствованным феном, замазать угри душисто-кристиан-диоровским кремом, выпить раствор трав для похудения, закусив малокалорийным круассаном. Взять папку плэннинга и поехать выполнять свою функцию в отлаженном механизме развитого общества.

Она смотрела сквозь меня, мечтая превратиться
Далее…

Страсть и ее отражение в Литературе (проза): Франция – Россия (XVII-XX в.в.)

Прежде всего, что такое Страсть? И чем она отличается от Любви? По определению русского толкового словаря Ожегова: «Страсть – это 1) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь, 2) Сильная любовь, сильное чувственное влечение, 3) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.» По словарю О. Даля : «Страсть — (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. в знач. подвига, сознательно принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти св. мучеников.» По определению французского словаря : «Страсть (Pas­sion) – исходит от латинского «patior » – страдать, испытывать, подвергать(ся) испытанию, терпеть, претерпевать, сносить, иначе говоря совокупность состояний, при которых индивидуум пассивен, в отличие от состояний, когда он – причина. В наши дни слово «Страсть» употребляется для обозначения Эмоции, которая с и л ь н е е н а с.(выделено мной. – С.О.)» Ни русское, ни французское определения словарей не дают нам полного представления о том, что есть Страсть. В таком случае, добавим.
Далее…

О чем скорбит современная литература: Франция – Россия, период с 1991г. по 2005г

Готовясь к данной статье, я «по диагонали» просмотрела огромное количество произведений самых различных авторов русской и французской литературы последних 15 лет, авторов маститых и малоизвестных широкой публике, «скандальных» и реально-значимых, погрязших в безумных играх с власть держащими – и сторонящихся политики, разбогатевших на многотысячных тиражах – и живущих на что бог пошлет, болеющих душой за все происходящее вокруг – и безбожных циников; процветающих на вершине славы – и трагически погибших… В этих моих кропотливых поисках во многом мне помог Интернет, за что «ему» большое спасибо, т.к. укупить всю эту литературу (а большей частью и макулатуру) было бы просто невозможно. Ряд произведений, из новоявленных свету, мне пришлось читать целиком – одни на русском, другие на французском языках.
Далее…

Образ дон Жуана в мировой литературе – XVII–XXIвв

Образ дон Жуана в мировой литературе совершенно уникален, потому как, раз поселившись в ней в Первом произведении на эту тему, а именно в “Севильском соблазнителе и каменном госте” испанского драматурга Тирсо де Молина (дата написания между 1620 и 1630), дон Жуан не пожелал навеки остаться в литературе лишь в образе испанца 17 века, а стал “реинкарнироваться” из века в век, переселяясь из страну в страну, меняя при этом многое в своем характере и поведении – в зависимости от эпохи и культуры той нации, в которую он попадал – кроме основного, присущего всем дон–жуанам в литературе всех стран – суверенитета чувственности и свободолюбия, нежелания подчиняться общественным правилам и законам.
Далее…

Интервью для журнала «Новый Ренессанс»

МГП, Германия, 2019.

– Софья, начнем с того, что у Вас большой литературный стаж. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в литературу, с чего начинали?

– Моя поэзия началась, когда я была подростком.…
Далее…

Интервью для Сайта Русский Париж

Интервью опубликовано в книге «Сфера:Территория Любви», М., Викмо‑М, 2017.

– Софья, с чего началась твоя поэзия ? Первое поэтическое слово?

– Моя поэзия началась, когда я была подростком, примерно в 12–13 лет. У меня сохранились некоторые из тех моих первых стихов и могу тебе сказать, что собственно поэзией это назвать нельзя, это подростковые попытки стихосложения. Позже я обратилась к прозе, писала рассказы, потом, когда уже работала на «Мосфильме», сценарии. Настоящая поэзия ко мне «пришла» в уже зрелом возрасте, в 30 лет, когда я приехала жить во Францию, и произошло это самым удивительным образом.

– В 30 лет?!

– Да. Это может показаться странным, но у каждого поэта и писателя свой путь развития. Я тебе расскажу, как это произошло. Через известного режиссера Валерия Рубинчика, с которым была знакома по Мосфильму, где я работала, я тогда познакомилась с живущим вот уже многие годы в Париже художником Борисом Заборовым. Как-то раз весной я пришла к нему в гости в павильон,
Далее…

Евгений Поляков – Возвращение к истокам – Интервью

Интервью для фильма «Евгений Поляков», режиссер-постановщик – Владимир Кара, продюсер – Евграфов-продакшн, США, 2003г.

Софья Оранская : Зоя Самойловна, расскажите вкрадце о вашем сыне, о том важном периоде в его становлении : с момента поступления в балетную школу и до момента отъезда заграницу.

Зоя Самойловна Полякова : Евгений Поляков родился 27 апреля 1943 года в семье инженеров. Я — инженер технолог пищевой промышленности, муж тоже был инженером. Отец Павел Поляков был убит на войне, когда Жене было шесть месяцев. Отец Жени во время войны приезжал в Москву в командировку, он учился в военном училище, Жене было тогда четыре месяца, вот увидел сына. А через два месяца Павел погиб, на Белорусском фронте, я позже ездила на его могилу.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–1)

«ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ»
(Франция: эмиграция)

Франция… Первое, что сразу приходит на ум, когда мы это имя произносим, – это «Красавица-Франция» и, конечно, Республика : «неделимая и демократическая». Как это и было записано в Конституции от 4 октября 1958 года (вспомним – в 1958 году родилась V Республика Франции) в статье 2, пункте 1 : «Франция – это Республика, неделимая, лаическая, демократическая и социальная. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, без различия происхождения, расы или религии. Она уважает верования.» А что, собственно, нового в этом определении Франции как Республики в Конституции 1958 года по сравнению с провозглашенными Великой Революцией 1789 года «Свободой, Равенством и Братством» ? А разница в небольшом, но таком важном, дополнении – «…без различия происхождения, расы или религии.» (…)
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–2)

«ПО ВОЛНАМ ОКЕАНА…»
(Париж: эмиграция)

Волны, волны… В начале 20-го века во Францию приезжают итальянцы и бельгийцы. В двадцатые годы – испанцы, поляки, русские… В 60г.г. – алжирцы, африканцы, португальцы, затем тунисцы и мароканцы… В 70г.г. – выходцы из Азии – Индии, Пакистана, Ливана, Турции, Китая и особенно Вьетнама. А кроме этого живут во Франции выходцы из латинской Америки (особенно из Бразилии и Мексики) и Кубы; Греции, Германии, Ирландии; Индонезии и Филиппин; Японии и… всех стран бывшего соцлагеря.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–3)

«НЕ ВЕРЮ!…»
(Франция: религиозная Вера)

О, да, чтобы поверить Актеру, необходимо не только усилие Веры в силу предлагаемых обстоятельств, нужно так же, чтобы сам Актер верил в то, что он творит на сцене, и, что еще важнее, в то, что тем, кто сидит в темном зале, нужна его Вера. Тогда возникает вспышка – момент взаимного Восхождения…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–4)

«ВЕРУЮ!…»
(Франция: религиозная Вера)

По одной из анкет Статистического Центра было установлено, что около 75% населения Франции (считая с 15 лет) относит себя к той или иной религии. Из них, по этим же данным, три четверти – католики. И одна четверть приходится на все прочие религии во Франции : протестанты (2%), мусульмане (якобы 2%), евреи (иудаизм, 0,5%) и прочие (сюда входят православные, лютеране, буддисты и… сектанты). 25% населения не относит себя ни к какой религии. Глядя на эти данные, можно подумать, что ситуация с Верой во Франции вполне здоровая: католиков 70%, 5% – остальных, 25% – не относящих себя ни к какой религии. Но на самом деле, при более близком рассмотрении проблемы, оказывается всё намного сложнее и… не так мажорно, как может показаться на первый взгляд.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–6)

«ОДИН ЗА ВСЕХ – ВСЕ ЗА ОДНОГО»
(От индивидуализма к коллективизму: положительный аспект – Ассоциации, отрицательный – Секты)

…Но страдает француз не только (и не столько) от экзистенциальной тоски, но больше даже от… потери в этом структуированном обществе, лаическом государстве, былых отношений Взаимопомощи и Солидарности, страдает от того, что рассчитывать приходится лишь на себя, страдает от отсутствия простых человеческих отношений (особенно это характерно для больших городов), от одиночества и отсутствия той самой любви к ближнему, где «один за всех – все за одного». Но церковь себя дискридитировала. Обращаться в другую Веру… это вроде как измена если не себе самому, то традициям, корням собственной культуры. Но куда же податься бедному французу – в поисках «утраченного рая», то бишь «коммуны», сообщества с ближними и дальними ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–7)

«ВЕЗДЕ ЛУЧШЕ, ГДЕ НАС НЕТ…»
(Русские во Франции: три «волны» XX века)

«Это вы смеетесь, но вот послушайте, я вам расскажу… Подходит ко мне жином. Садится в вуатюру. О ла-ла ! думаю. Ну везу, значит. Везу целый час. Ого-го, уже на счетчике двадцать семь франков. Остановился я, он ничего. Я, значит, его за машинку, плати, сукин сын. А он мне русским голосом отвечает. Я, братишечка, вовсе застрелиться хочу, да все духу не хватает… Плачет, и револьвер при нем. Ну, я значит, револьвер арестовал, а его в бистро. Ну, значит, выпили, то, другое…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–12)

«ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА»
(Французы-«рекордсмены» в разных областях жизни)

И все-таки до Апокалипса еще далеко, и не всё так плохо «в этом лучшем из миров», по выражению Вольтера. Просто надо признать (и многие давно это уже сделали), что идея Прогресса – ложная по своей сути : мол… завтра будет лучше, чем вчера, а послезавтра лучше, чем завтра и т.д. ЛУЧШЕ НЕ БУДЕТ. БУДЕТ ПО-ДРУГОМУ. И как всегда – кому-то будет бублик, а кому-то дырка от бублика. Был проведен такой опрос среди французов, результаты которого можно было бы поделить на две категории: категория «Надежды» (т.е. что завтра что-то будет лучше), и категория «Страхи» (т.е. что завтра что-то будет хуже). В таком случае мы получаем следующую картину:
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–15)

«ДАВАЙ ПОГОВОРИМ…»
(Первичные впечатления новоприбывшего «эмигранта» о Франции и французах)

Так, добрались мы с вами… до середины Второй Части нашей книги. Впереди, конечно, еще много вопросов, которых мы еще не касались, или касались вскользь : Наука и научные применения, Правосудие, Современные Кино, Искусство, Литература Франции, Медиа, Искусство жить (типично французское понятие), Социальные классы, Деньги и конфликты, Табу и Пропаганда, (…) Моральные Ценности французов, проблемы Глобализации. Обо всем этом мы и поговорим дальше. Но в этой главе мне хотелось бы сделать небольшую паузу и… рассказать о своих личных, и, стало быть, субъективных, впечатлениях в первые годы пребывания во Франции. А у этих впечатлений есть своя несомненная положительная сторона :
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–17)

«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА»
(О моральных ценностях французов)

Так писал полтора века назад Виктор Гюго (1802–1885). И как это напоминает другого романтика, «но с русскою душою» – М.Ю. Лермонтова. И как изменилась жизнь за столь короткий срок… всего за 0,20 секунды эволюции Земли! Но так ли уж изменился Человек ? Изменились декорации, антураж. А человек, как и прежде, ищет правды, покоя, красоты, умиротворения. А романтик видит повсюду нагнетание черных туч, угрозу гибели… Только к поэтической «братии» – братии «интуитов» – звонящей в колокола, будящей спящих, в нынешнюю эпоху прибавилась «армия логиков» – специалистов в области социологии, психологии, писатели-фантасты, Зеленые… И многие из них тоже пишут. И когда их работы читаешь, то нередко возникает ощущение… что грядет не только конец Истории, но вообще конец Света. Да так ли уж страшен черт, как его малюют ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–20)

«КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ»
(Франция : богатые, средний класс, предметы категории «люкс»)

« – Ты вот всё жалуешься – муж у тебя жадный. А я смотрю, у тебя ванная комната вся заставлена самой лучшей косметикой, дочь – еще сопливая, а вещи все “фирменные”. Да вон и сумку новую приобрела, такая как минимум на триста “потянет”.

– Да, “потянет”. Хорошо бы, если бы меня муж так все время одаривал : эту сумку мой муж взял в магазине у своего клиента. Тот не расплачивался за предоставленные ему в агенстве услуги, так он пришел к нему в магазин, выбрал, что подороже и ушел. А дочь не он одевает, а его мамочка – у нее какие-то свои каналы, связи в сфере от-кутюр. Вот она и старается. А потом тоскает внучку на всякие дефиле, пытается пропихнуть в сферу… Да и вообще у него как будто дела хуже стали идти, так что скоро мы с этой четырехкомнатной квартиры съедем в двухкомнатную. И дом загородный он продает…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–26)

«ЧЕСТЬ ОБЯЗЫВАЕТ»
(Франция : Буржуазия и Аристократия)

Но сытый, как известно, голодного не разумеет. Да и живут сытые (как и в прежние времена) своей клановой жизнью : за высокими заборами со злыми собачками (а порой и телохранителями), в своих кварталах, окруженные такими же сытыми и довольными, дети ходят в свои школы, где дружат с такими же детьми из тех же красивых кварталов, взрослые развлекаются (и по ходу ведут свой бизнес) в своих клубах, вступить в которые простые смертные не могут, на своих коктейлях, где собирается, опять же, свой «бо-монд», на своих же лыжных базах, куда стекаются всё те же сливки общества, и на своих пляжах на принадлежащих все тому же бо-монду островах… В метро этот народ не спускается, в дешевые рестораны не ходит,
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–35 начало)

«А ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

Если француз, несмотря ни на что, все-таки твердо стоит на своей горизонтали, то у русских почему-то наблюдается странная тяга к вертикали. Это замечал, например, Иван Бунин, которого, так же как и многих других русских писателей и поэтов, вдохновляли… кладбища. «Страсть к кладбищам – специфически русская черта», говорил он Ирине Одоевцовой. И характерно, например, что практически все русские туристы в Париже желают посетить знаменитые парижские кладбища (Монмантр, Монпарнас и Пер-Лашез) и русское кладбище, которое находится за пределами Парижа – Сент-Женевьев-де-Буа. (…)

Всех русских тянет, конечно, съездить на русское кладбище – Сент-Женевьев-де-Буа. Здесь более 10 000 русских захоронений. Напомним, впрочем, что среди многих других интересных Имен, здесь похоронены :
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (II–35 продолжение)

«А ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

Ну, а проводы и поминки ? А это еще одна история. Приведу пример из жизни : проводы по-французски и проводы по-русски (во Франции). И, надо сказать, разница здесь большая, да и вообще сами проводы, как лакмусовая бумажка, высвечивают Человека со всеми его достоинствами и недостатками, а так же являются ярким выражением человеческого менталитета и эмоциальности.

Вот вам первый пример. Проводы пожилой женщины, у которой остался, так же пожилой, муж, но детей у них не было, однако, родственников предостаточно. Так как же, вкрадце, происходят проводы по-французски ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–12)

«ВЫПЬЕМ КРУЖКУ!»
(Этикет стола, французские вина)

В воскресенье придут гости. А какой праздник без полной “кружки”? Но какое вино выбрать ? Зависит это впрямую и от того, что хозяйка приготовит. Дадим ей, если она сомневается, несколько советов и примеров:
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–15)

«НА ДЕНЬГИ УМА НЕ КУПИШЬ»
(Система образования во Франции)

…А это спорный вопрос, – может быть, и купишь. Но это, как правило, начиная с шестого, а еще чаще восьмого года обучения. А пока ваше чадо лишь вышло из детсадовского возраста, пора – в школу! Начинается учебный год не первого сентября, как принято в России, а – то четвертого, то седьмого, а то вообще двенадцатого сентября, год на год не приходится. Детей в начальной школе собирают на школьном дворе и… разводят по классам. Ни “митинга” в связи с началом учебного года, ни поздравлений, ни выступлений учащихся, ни цветов учителям в этот первый праздничный день не предусмотрено. И вообще он больше похож на обычный будничный день.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–18)

«А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ»
(Франция: Культура)

Культура… А что, собственно, это такое? Существует ли “культура вообще” (для всех, независимо от эпохи и нации) и “культура в частности” (культурный “код” каждой нации)?.. Что такое “массовая культура” и “элитарная культура”? /…/ И чем отличается французская “культура” от других национальных, в частности, от русской? Что значит для француза — “Быть культивированным” (так и говорят по-французски “ être cul­tivé”), “Иметь общий хороший культурный уровень”? Каковы общие западные — и французские в том числе — “культурные тенденции”? То есть что больше ценится с точки зрения “культуры”?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–28)

«БРОЖУ ЛИ Я СРЕДЬ УЛИЦ ШУМНЫХ…»
(Париж)

Ночь кончается. Наступает утро. Солнце и ветер разгоняют тучи. Ах, такой светлый теплый день! Да и к тому же – впереди два выходных дня. Так и тянет – ходить бродить по городу. Пойти же погулять по Парижу, напитаться его аурой! Сказочной. Волшебной…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–27 начало)

«ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – СВОБОДА !»

“Эсклаваж модерн”. “Современное рабство”. Или “Модернизированное” ? Так, жить на свободе – еще не означает в современном западном обществе “быть свободным”. Для большинства – это то, о чем мы уже говорили : “система” найма на работу, “система” налогообложения, “система” страхования, “система” жизни в городской резиденции – везде вы неизбежно подчиняетесь строгим правилам, которые рано или поздно, но так же неизбежно делают вас… рабом “системы”.

А одним из ведущих внутренних принципов человека является принцип “доминанти”.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–27 продолжение)

«ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – СВОБОДА !»

Вообще, это страшное “доминанти” используется в хвост и в гриву над всеми, кто бежит от нищеты – из стран с кризисным экономическим положением. Используется потому, что подобный человек на территории Франции – во-первых, совершенно бесправный (так как живет здесь нелегально и может быть в любую минуту “вышвырнутым”), и во-вторых, как правило, не знает французских законов – что можно что нельзя, даже и для таких как он, нелегальных.

Так, самым ужасным видом современного западного рабства является, конечно, насильная проституция. В чем отличие обычной проституции от насильной ?
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–30)

«НЕСКОЛЬКО ИНТЕРВЬЮ ПО ЛИЧНЫМ И НЕЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ»

Похоже, настал для автора момент временной паузы. К тому же в августе (когда пишутся эти строки ) – в Париже “мертвый сезон” : время отпусков. Но лежать на пляже даже и Лазурного берега в полном бездействии настоящему писателю, скажем прямо, нелегко. Так не лучше ли сесть в шезлонг под тентом, взяться за стило и… отойдя от нудных цифр, запрограммированных тем, пыльных исторических справок – просто попробовать представить себя на месте… интервьюируемого. Представим : вы журналист и задаете вопросы, а я отвечаю – коротко и внятно. Без статистических подтверждений (их нет под рукой), но… с полным “знанием дела”. Ну, а насколько объективно, судить не автору. Итак…
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–31)

«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРВЬЮ…»

– Известно, что во Франции существует так называемый “культ еды”. Что это означает, и как это сочетается с традиционным представлением о французах как о нации, не страдающей проблемами лишнего вес?

– Это правда – во Франции настоящий культ еды. Трапеза для француза – это не просто “лишь бы было чем набить…”. Трапеза для француза – это церемония. Как, например, церемония Чая для японца. То есть француз не поглощает все что попало, он “распробывает”. Причем здесь все важно : не только “что”, но и “как”. Сервировка стола имеет большое значение – чтобы “радовало глаз”. Затем запахи. Здесь тоже всё продумано. Есть запахи, которые возбуждают аппетит, а другие – заглушают. А запахи сыров! А винный “букет”! Ну и, конечно, вкус. В общем, что говорить, француз – эстет.
Далее…

Франция, 7 лет размышлений (I–32)

«…ПО ЛИЧНЫМ И НЕЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ»

– Вот Вы уже многие годы живете во Франции. Вам и Россия, и русские там уже, вероятно, видятся как-то со стороны. Что Вы замечаете в русских людях, что, может быть, Вас удивляет или поражает, то, что особенно бросается в глаза ? Ваш взгляд со стороны?

– Из отрицательных черт: русская угрюмость и русское хамство. Это поражает, иначе просто не скажешь. Причем поражает… прямо с Аэропорта, как только прилетаешь в Шереметьево‑2. Подходишь, например, к окошечку “Информация” и говоришь : “Дайте, пожалуйста, адрес и номер телефона в Москве авиакомпании Lufthansa.” А вам отвечают : “Звоните по 09, вам скажут.” А я вижу, что у нее на стене вывешен лист с номерами телефонов всех авиакомпаний. Вообще, как это хамство объяснить? Зачем она вообще здесь сидит, в “Информации”, на “блатном”, простите, месте, деньги зарабатывает ?.. И дальше – “понеслось”. Вообще, вы знаете, первые три-четыре дня, когда я приезжаю в Россию, я нахожусь… в накауте. Меня словно молотком по голове шарахнули – или, лучше сказать, со всех сторон шарахают – так надо несколько дней, чтобы придти в себя от шока… И знаете, что интересно : ведь русский человек может быть и улыбчивым, и приветливым, и вежливым, и вообще говоря очень хорошо работать – без всякого хамства и угрюмости. Приведу простой пример.
Далее…