Софья Оранская

Часть II – Глава 2

«ПО ВОЛНАМ ОКЕАНА…»

(Париж: эмиграция)

Волны, волны… В начале 20-го века во Францию приезжают итальянцы и бельгийцы. В двадцатые годы – испанцы, поляки, русские… В 60г.г. – алжирцы, африканцы, португальцы, затем тунисцы и мароканцы… В 70г.г. – выходцы из АзииИндии, Пакистана, Ливана, Турции, Китая и особенно Вьетнама. А кроме этого живут во Франции выходцы из латинской Америки (особенно из Бразилии и Мексики) и Кубы; Греции, Германии, Ирландии; Индонезии и Филиппин; Японии и… всех стран бывшего соцлагеря.

В 1986г. уже 20% французов имеет хотя бы одного из родителей иностранного происхождения…

Расселение по стране всех этих многочисленных наций далеко неоднозначно и неравномерно. Так, например, немцев больше всего в районе Эльзас (т.к. на границе с Германией, а потом, и сами эльзасцы и по характеру и по темпераменту близки немцам, немецкому духу Порядка). Итальянцев и всех наций, любителей солнца и жары, более всего по побережью Средиземного моря. Русские в основном живут в Париже и пригороде Парижа, частью на Средиземном море (Марсель и Ницца)…

Ну и, конечно, Париж. Столица Франции фактически «поделена» между различными «национальными объединениями», диаспорами : в 3, 13, 19 и 20 округах Парижа эмигрантов (или «по происхождению») – около 15 %, во 2, 10 и 17 – около 20–25% парижан составляют эти диаспоры. Давайте еще раз заглянет в Париж, но теперь уже в Париж «экзотический».

Африканцы в Париже (около 200 тысяч человек). Кто они ? чем занимаются ? где живут ? 85–90% из них работает на совсем не легких производствах – тяжелая металлургия, автомобильные заводы (Рено и Ситроен), химическая индустрия. Живут в основном «колониями» в 11, 19 и 20 районах. Здесь же есть специфические африканские магазины-бутики (ткани, бижутерия, «всё для дома» – на африканский стиль и т.п.), рестораны и продуктовые магазины (где вы можете купить специи, свежие экзотические овощи и фрукты, сушеную рыбу и даже пальмовое вино). Есть у африканской «коммуны» свои книжные магазины (всё о прошлом и настоящем Африки), свой журнал (Ревю Нуар), свое Радио (Африка1). Работа у этих парижан – тяжелая, но хватает этому жизнелюбивому народу сил на песни и танцы, да и вообще, трудно представить его без музыки. Так, выделились из «массы» в 80г.г. талантливые музыканты, тогда же был создан ими «Африканский Праздник», – серия концертов… Жили музыканты в основном в 18 округе, но многие из них уехали на родину или в США (особенно в конце 90г.г.), т.к. не нашли поддержки среди французской администрации…

Париж считают второй… латино-американской столицей (после Мадрида) в Европе. Так много в Париже выходцев из Латинской Америки – Аргентины, Чили, Колумбии, Бразилии, Мексики, Перу и Кубы ? Но дело, оказывается, не в количестве (в три раза меньше, чем африканцев), а в качестве, т.к. «латино» ярко выделяются на фоне «экзотического» Парижа : во-первых, тем, что в основном это политическая эмиграция (писатели, как Пабло Неруда и Пабло Гарсия Маркез, как и многие другие, жили в Париже) и, во-вторых, своей «заразительной» (в том числе и музыкальной) культурой. «Латино» живут в основном в 7 и 16 округах. (…)

Интересно, сколько во Франции китайцев (в основном все они живут в Париже)? Трудно сказать. По одним из данных, около 300 тысяч. Но по всей видимости, намного больше. Всем в Париже известен 13 округ, Чайнатаун (т.к. 80% здесь живущих – китайцы), с его китайской спецификой – бутиками, китайскими супермаркетами и, конечно, ресторанами. В 20 округе китайцы мирно соседствуют с греками, армянами и африканцами. И, наконец, во 2 и 3 округе есть так же китайская диаспора, которая не смешивается с остальными (работают в основном в коммерции, сапожные мастерские, работа с кожей и т.п.).

Чем отличается китайская диаспора от других ? чем славится здесь ? В отличие от «латино», например, эта диаспора не имеет здесь интеллектуальных звезд и Имен. Вообще эта нация здесь звезд с неба не хватает, зато трудятся они как муравьи (или пчелы), живут мирно, в конфликт ни с другими нациями, ни с французами не вступают. Диаспора их динамическая и сильная, хотя и закрытая в себе : хорошо держатся друг друга, передают «дела» свои по наследству, не теряют родной язык, браки устраивают между собой, поддерживают огонь своей культуры, – например, Праздник Дракона в феврале вы можете наблюдать в виде «драконьева шествия» по улицам родного им 13 округа – так парижане-китайцы вступают в Новый Год по китайскому календарю. Есть, правда, и мелкие грешки у здешних китайцев (у кого их нет) : любовь к азартным играм, где проигрываются (а кому-то наоборот !) целые рестораны и прочее имущество. Но французы в это не посвящаются, – так, можете вы только заметить, что сменился вдруг декор и персонал в вашем любимом китайском ресторане. Знайте, это не спроста ! Но, с другой стороны, китайцы – верующие буддисты, и есть у них здесь Буддийский храм. А так же, для сохранения исторической памяти, четыре китайских музея и, для нынешнего поколения молодых, свой книжный магазин.

Страна Восходящего Солнца… Оказывается, парижанам совсем не обязательно ехать в такую даль, чтобы узнать, что такое настоящая Япония потому, что Япония – со всеми своими древними традициями и новейшими изобретениями – присутствует в самом Париже. Около 40 тысяч японцев живет в Париже, в основном «интело» : студенты, артисты, модельеры, архитекторы ; а так же «высшие кадры» в совместных франко-японских предприятиях, тренеры и спортсмены (выступающие за Францию в бойцовых видах спорта – карате, дзюдо… !), а так же директора и шеф-повары японских ресторанов. В 1997 году открылся шикарный Культурный Центр Японии (недалеко от Эйфеловой Башни), где проводятся (естественно, японские) концерты и выставки, здесь же есть библиотека «Всё о Японии» и даже Салон Чая, где раз в неделю вы можете участвовать в настоящей Церемонии Чая… Есть в Париже и японские парки (как, например, Парк при ЮНЕСКО), с характерной для Японии архитектурой камней – привезенных специально из Японии – и росписью… каллиграфией даже на самом фонтане. Живут в Париже и японские стилисты (и пользуются огромным успехом !) : кому не известны стили Кензо, Ямамото или Мияке? Одно правда : путешествие в саму Страну Восходящего Солнца может обойтись вам дешевле, чем костюмчик от Кензо…

А рядом сосуществует по-буддистски мирная небольшая микро-диаспора Индии. Вернее, в нее входят разные выходцы : из Пакистана, Бангладеша, Шри-Ланки и самой Индии. Индусы так же вносят свою свежую струю : всё большее распространение во Франции получают… курсы йоги (особенно так называемой «нежной» – дыхательной йоги) и неспроста : стрессовая жизнь в огромном городе, где, по выражению известного российского героя эпохи застоя, «приходится рвать когти», в конце концов, самым плачевным образом отражается на… организме парижанина – его сердечно-сосудистой и нервной системе. И очень многие, для восстановления жизненного экилибра, обращаются к медитации. А кто лучше самого индуса-специалиста может вам объяснить все необходимые этапы медитации, во избежание возможных негативных эффектов ?… Есть у индусов в Париже свой Храм, исполняют они и свои обряды, и даже, в определенное время года, вы можете увидеть религиозное праздничное шествие к Храму в честь почитаемого живущими здесь индусами Божества…

В отличие от интеллектуальной японской и «спиритической» индийской, живой, «молодежной» и артистической латино-американской, работящей и спокойной китайской, ливанская микро-диаспора «входит» в культуру Франции и Парижа… своей неоспоримой культурой восточной (и не менее, как оказывается, утонченной, чем французская !) кухни. Ливанские рестораны в Париже (вечером танец живота !) заняли себе прочное место на фоне поистине Интернациональной Кухни Парижа. А ведь ливанская диаспора вначале представляла собой жалкое зрелище : в основном это были люди, получившие политическое убежище во Франции (вспомните длительную войну в Ливане с 1975 года), и далеко не все из них были лица с состоянием. Но постепенно (а сказать ли, довольно быстро !) ливанская диаспора нашла свое лицо здесь, в стране, ее принявшей, но совершенно чуждой по обычаям, традициям, нравам…

Иные нравы и у т.н. «магребинцев», выходцев из Туниса, Марокко и Алжира, но и этим более, чем большим диаспорам во Франции, пришлось ассимилироваться здесь… приспосабливаться, не теряя при этом своих корней. Эмиграция во Францию из Северной Африки началась не сегодня, а… в период Первой Мировой войны. Но самая мощная волна приходится на послевоенный период (особенно 60г.г., — «рабочие руки»). На сегодняшний день насчитывается в Париже около 100 тысяч выходцев из северной Африки (Тунис, Марокко и Алжир) и в Парижской области около 360 тысяч, хотя, как и понятно, в эти подсчеты не входят второе и, тем более, третье поколения этих эмигрантов, а так же и те «новоприбывшие», которые получили французское подданство в результате натурализации… В Париже семь мечетей (первая построена в 1920г.), арабские книжные магазины и бутики, бани-хаммам, кафе-шансон, курсы танца живота, рестораны (…) и… арабское Радио, которое передает свои программы не только на территории Франции, но и на Алжир…

Ближе к французским нравам и обычаям, конечно, европейцы, которых так же здесь предостаточно : итальянцы, испанцы, немцы, англичане… ; поляки, болгары, русские… ; греки

Немцев и австрийцев в Париже около 80 тысяч. В основном это «высшие кадры» на совместных предприятиях, профессора вузов, представители т.н. свободных профессий, дипломаты, – в общем, «интело». «Волн» у немцев во Франции никаких не было (если не считать немцев, в основном евреев, бежавших из Германии перед Второй Мировой войной… о чем многие из них, будучи выданные «гостеприимной» Францией гестапо, сильно пожалели). Коммерцией и ресторацией современные немцы в Париже не занимаются. Многие женаты на француженках (т.к. это в основном мужская эмиграция, в отличие, например, от русской эмиграции четвертой волны, где 70% – это женщины). Вообще немцев в экзотическом Париже как-то совсем не «видно»…

Чего не скажешь, например, об ирландцах. Выходцев из Ирландии в Париже всего около 15 тысяч. Но кто хоть раз не был здесь в ирландском баре-«пабе», которые нынче так же модны во Франции, как и (совершенно другие по своему принципу) латино-американские ? Кроме того, ирландцы – музыканты, художники, писатели, танцоры ирландского фольклора, артисты разного рода. Это мы вас уже «отправляем» в Культурный Центр Ирландии и Ирландскую Ассоциацию… А сказать ли в двух словах : ирландская диаспора в Париже – это диаспора артистическая, «молодежная» и удивительно открытая для общения (друг с другом, с французами и со всеми нациями, здесь живущими)…

Англичане как-то намного меньше заметны в экзотическом Париже. И дело не только в количестве (всего около 9 тысяч), а в том, что ни с точки зрения культуры, ни в области «уикенда» англичан здесь как-то особенно не видно. Сказывается ли древняя «война» между англо-саксонами и французами ? Или англичане чувствуют себя настолько самодостаточны у себя дома (как и немцы), что «на чужбине» никак себя не выражают ? Где бы мы ни искали ответа, но факт остается налицо : английская культура, досуг «по-английски» – конечно, и это вы при большом желании найдете в Париже. Но искать придется долго…

Страна Солнца и… столь же горячей гитары. У испанской эмиграции было здесь две волны : политическая эмиграция в 1939–40 году, и в основном интеллектуальная (спасение от диктатуры Франко), и в 60-ые годы – экономическая эмиграция (спасение от нищеты). Испанцев в Париже и области около 120 тысяч, живут они довольно рассеяно по городу, выделяется Испания на фоне экзотического Парижа своими всем парижанам известными барами «а тапа» (чаще всего с испанской гитарой и песнями), несколькими деликатесными ресторанами и танцами фламенко (курсы для всех желающих). Есть у испанцев и свой культурный центр – Институт Сервантеса, где проводятся выставки, концерты, конкурсы, где вы можете посмотреть испанские фильмы, где есть курсы испанского языка, танца и гитары… Но вообще говоря, испанская диаспора (несколько разрозненная и «постаревшая») в настоящее время сильно потеснена латино-американской…

Больше в Париже португальцев (около 400 тысяч!), но… их меньше заметно, т.к., во-первых, португальцы быстрее ассимилируются во Франции, и, во-вторых, не выделяются на культурном небосклоне экзотического Парижа. Зато отличаются большой работоспособностью и умением ладить с людьми и, может быть, поэтому три четверти из них работает как… консьержки и уборщицы в домах и на предприятиях… Несмотря на то, что эти простые трудяги быстро приспосабливаются к французским обычаям и нравам, ностальгия по родной Португалии у них сильна. Поэтому многие из них, после нескольких лет жизни и тяжелой работы во Франции, покупают себе дом у себя на родине, где и проводят все свои отпуска в кругу любимого семейного «клана»…

Греческие кафе (очень популярные в Париже !) вы можете увидеть чуть не на каждом «углу» в Латинском квартале (и не только там). Но не одним хлебом единым, как оказывается… Так, известны всем парижанам и культовые места греков-православных : Собор Сент-Этьен (Основная Церковь Греческого Патриархата во Франции) и Церковь Сент-Константин-и-Элен. Работают же греки (кроме ресторанного дела) в Париже по большей части в сапожных мастерских, химчистках и всё, что касается работы с кожей.

Итальянцы в Париже… До появления магребинцев эта была самая многочисленная диаспора. Даже сейчас эта четвертая (после магребинцев, испанцев-португальцев и китайцев) по численности «коммуна» : более 350 тысяч в одном Париже ! Итальянцы прошли через все возможные и невозможные стадии эмиграции – волна после Первой Мировой, волна «между-двух войн», волны 50-ых и 60-ых, волна политических в начале 80г.г.… Итальянская диаспора более чем смешанная по социальному составу : от крестьянина до крупного банкира, от черно-рабочего до знаменитого артиста или модельера… Итальянцы в Париже «окупировали» район около Лионского вокзала (куда и приходят поезда из Италии), 11, 12 и 14 округа… Хотя в каком из округов нет своей пиццерии (более 300 в Париже !) или своего более или менее шикарного итальянского ресторана? Кроме того, работают итальянцы в областях, касающихся Дома : Квартирные Агенства (и конечно, дела передаются по наследству), Квартирный уход, Отопление, домашний Дизайн… Парадоксальная нация, живая и респектабельная одновременно, живущая в Париже своей жизнью, но не столь закрытой в себе, как, например, у китайцев или магребинцев, у поляков или русских первой и третьей волн…

У поляков в Париже длинная история эмиграции : первые эмигранты попали сюда в начале XIX века – в основном, польские аристократы, артисты (вспомните Шопена), политические деятели. В начале XX века – в 1905–1910 г.г. сюда хлынула волна поляков-революционеров, поляков-евреев (бегство от погромов). Затем волна начала 20г.г. – в основном крестьяне и рабочие. Третья волна относится к началу 80-ых г.г. (приход к власти Ярусельского) – интеллектуалов. В настоящее время в Париже живет много поляков нового поколения : одни из них учатся в вузах (и многие из них подрабатывают), другие… работают по-черному (недекларированно)… Но надо заметить, большинство из этих новоприбывших поляков изъявляет желание вернуться на родину (что они и делают, заработав начальный капитал, с которого и можно начать свое дело в Польше). По официанльным данным, в Париже насчитывается около 20 тысяч поляков, но полагаю, что в несколько раз больше. Поляки стараются здесь держаться друг друга, но «колониями» они не живут, поэтому нет у них и «своих» округов в столице. Но есть у поляков свой польский Институт (где есть библиотека, где проводятся концерты и выставки…), свой книжный магазин и своя католическая Церковь в 1 округе, куда приходят поляки не только помолиться, но и, может быть, даже больше, чтобы встретиться со своими сородичами…

И это не всё ! А еще болгары, чехи, румыны, русские; выходцы из Скандинавии (Норвегия, Швеция, Дания), из Нидерландов и Бельгии; американцы, канадцы; австралийцы; выходцы из Индонезии, Камбоджи, Вьетнама, Кореи… Все части света, все континенты ! И всё это здесь, в Париже (и во многих районах Франции, особенно на Средиземноморье) – сосуществует, под одной «крышей» единого для всей Франции (а значит, всех живущих здесь наций !) Закона Конституции… «…без различия происхождения, расы или религии.»

Париж

Отрывок опубликован в журнале «День и Ночь (Красноярск, 2012) и в книге автора «Эпоха Техно», М., Изд. Вест-Консалтинг, 2018