Софья Оранская

Часть II – Глава 17

«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА»

(О моральных ценностях французов)

«Где правда? Наша честь насилием разбита,
В нарядах женщины, в сутане иезуита –
Одно и то же зло;

Закон пьет нашу кровь, алтарь благословенье
Дает преступникам, а истина в смятенье
Потупила чело.
 .… .… .… .… .… .… .… .… .… …
В душе моей бурлит клокочущее пламя,
И стаи черных туч шуршащими крылами
Мне застят небосклон.
Я чую смерть и гниль! Везде – ее угрозу !
Повсюду зло царит! Но вот я вижу розу –
Я умиротворен…
»

Так писал полтора века назад Виктор Гюго (1802–1885). И как это напоминает другого романтика, «но с русскою душою» – М.Ю. Лермонтова. И как изменилась жизнь за столь короткий срок… всего за 0,20 секунды эволюции Земли! Но так ли уж изменился Человек ? Изменились декорации, антураж. А человек, как и прежде, ищет правды, покоя, красоты, умиротворения. А романтик видит повсюду нагнетание черных туч, угрозу гибели… Только к поэтической «братии» – братии «интуитов» – звонящей в колокола, будящей спящих, в нынешнюю эпоху прибавилась «армия логиков» – специалистов в области социологии, психологии, писатели-фантасты, Зеленые… И многие из них тоже пишут. И когда их работы читаешь, то нередко возникает ощущение… что грядет не только конец Истории, но вообще конец Света. Да так ли уж страшен черт, как его малюют ? Вероятно, страшен. Но ведь главное – не эти страхи, а победа над ними. Но… спустимся на землю. Французскую опять же. И поговорим в общем, но более конкретно – о французских Духовных Ценностях.

Русские, которые только начинают жить во Франции, ничего в этих ценностях – поначалу – не понимают. Родители носятся как оголтелые, дети «беспризорные», бабушка заводит собачку, с которой возится как с малым дитем, а внуков не видит годами. Соседи строят из себя порядочных буржуа, а у каждого по любовнику (любовнице) в шкафу. Подростки не имеют никакого уважения к учителям и при желании могут неполюбившегося учителя придушить или прирезать. Вокруг пропагандируется секс в неумеренных количествах, а потом взрослые спрашивают, почему нынче столько изнасилований. Личная жизнь каждого охраняется надписью «Осторожно, злая собака !», а если этому единоличнику вдруг станет плохо, ему некуда податься, так как… у соседа точно такая же надпись. На работе из тебя выжимают все соки, но и запросто могут выгнать в шею… только потому, что патрону нужно пристроить мордатую дочку, безмозглую курицу, в свое предприятие. Стариков (помимо их желания !) собственные дети отправляют в Дома престарелых, а потом грызутся из-за раздела родительского имущества. «Медиа» пропагандирует красивую жизнь, красивых женщин и красивые миллионы (в виде выигрыша в супер-игре или лото), а все табу общества так и остаются табу. Медики могут вас угробить, и никто им слова не скажет. Мирные пастыри занимаются педофилией. Политики «работают» по принципу «кто не успел, тот опоздал», и коррупция процветает во всех ее формах. Правосудие выдает вердикты, которые противоречат всем статьям Прав Человека. А главное, всё подается под соусом истинной законности : «Свободы, Равенства и Братства»… Вот вам все очертания размалеванного черта во всех его аспектах : семья, работа, личная и общественная жизнь, любовь, честь, деньги, вера, клятва Гиппократа и клятва перед судом на Библии «Клянусь говорить Правду, одну Правду и только одну Правду.»… И что же здесь видно ? Какие современные деформации французской морали ? И на чем основана эта деформация ? Начнем с конца : на обратной стороне медали Индивидуализма, того самого главного принципа тех самых провозглашенных Великой Революцией Прав Человека. Каждый человек имеет Право… на всё. Прежде всего, на личную жизнь, на свой «секретный сад», как говорят французы. Двести лет бились французы за эти Права. «Строили строили, и наконец, построили». Дом с личным садом, куда никто не имеет право без спроса сунуть свой нос. А если вам плохо? Оставайтесь так же наедине с вашими проблемами. Если вы не разрешаете разделять ваши радости, почему кто-то обязан разделять ваши горести ? В результате французское общество из «общества содействия за двести лет превратилось – к сегодняшнему дню – в общество индивидуальной ответственности». Каждый имеет в таком обществе право на ВСЕ. И каждый отвечает лишь за себя. И в этом есть своя положительная сторона – и ОГРОМНАЯ. Вы больше не зависите от вашего «клана». Вы не обязаны отдавать отчет за каждое ваше решение и каждый ваш поступок перед кем бы то ни было. Ваша судьба – в ваших руках ! Но… такая свобода, как оказывается, накладывает на человека слишком много ответственности. И далеко не каждый может вынести (и нести на себе всю жизнь) этот невиданный в былые времена груз. А, с другой стороны, общественные институты – государство, школа, здравоохранение, система Правосудия – в таком обществе снимают с себя Ответственность за духовное, моральное и физическое здоровье своих граждан. Граждане, мол, судьба нынче в ваших руках, так что само-воспитывайтесь, само-регулируйтесь и само-совершенствуйтесь – каждый на свой вкус и по своим склонностям ! И в этом есть опять же своя положительная сторона ! Потому что дается зеленый свет разнообразию, разноцветию и вообще гигантскому развитию самых различных творческих способностей. И казалось бы: общество с такой концепцией должно бы уже процветать, построить Рай на земле. Оно и процветает. С экономической, материальной точки зрения. Но тут же не забудем социальное неравенство, о котором мы уже столько говорили. Но это процветание Общества в целом (не забудем, обогащение одних его членов, и обеднение других) зиждется на «хирении»… того самого, более драгоценного, вишневого сада – сада Души. «Ребенок растет на асфальте и будет жестоким, как он», – как писала прожившая 14 лет в Париже и его окрестностях М.Цветаева. И все-таки…

Многие французы уже давно пришли к выводу, что, например, Наука и научные применения в быту не влияют на улучшение качества жизни. Как бы вам это не казалось парадоксальным! (…) И при этом развитие техники сегодня идет семимильными шагами. Но почему же нет былого «столбняка» перед наукой и техникой ? Что, «зажрались» французы? С жиру бесятся ? А вот и нет. И дело здесь в том, что эта техника во многом не улучшает жизнь индивидуума, а наоборот… начинает выжимать из него все соки. И душу, естественно. Машина становится выше человеческого. Не он ей управляет, а она его ведет по жизни. Парадоксально, но факт. Ведь цель бытовой и индустриальной техники первоначально была в том, чтобы облегчить тяжелый ручной труд (не только в быту, но и на работе). Чтобы у человека было больше свободного времени на само-развитие и само-совершенствование. На отдых. На путешествия. На занятия с детьми. На помощь другим, близким или нуждающимся… Вот утопия! Нереализованная, как всегда. Потому что опять же «хотелось как лучше, а получилось как всегда». А что получилось? Ручной труд уменьшился, а машинный – увеличился! Потому что человеку всегда мало, ему надо больше и больше. Лучше и лучше. Жажда материального обогащения, оказывается, сильнее в человеке, чем жажда само-усовершенствования, помощи близким, любовь и простые человеческие чувства. Все приносится в жертву новому вампиру эпохи – машине, высоким технологиям. И конца и краю этому нет.

Многие сейчас говорят во Франции, что француз уже этим истощен и… все больше и больше оборачивается он к древним как мир Ценностям. Вновь идет возврат «блудного сына» в Семью (…), больше оборачиваются матери к материнству, в школе начинают все больше заниматься воспитанием, а не просто вталкиванием информации в и так уже набитые неизвестно чем головы. «Медиа» начинает все больше уделять внимание проблемам подростков, наркомании, проституции, этническим конфликтам, возрождению Веры, вообще поднятию на свет различных табу… Наконец, изгнанные было из обихода такие понятия и слова как «Добродетель», «Нравственность», «Этика», «Честность» и «Порядочность», «Любовь», «Солидарность» вновь получают в современном французском обществе свое естественное место. И не центральное ли?.. И так хочется верить, что народятся скоро новые французские дети, с новой этикой – этикой после оргии. И может быть, новая французская мама, которая не будет больше куда-нибудь мчаться, вручая двухмесячного ребенка сомнительной кормилице, тихо напоет своему малышу «Песню над колыбелью», – того же В.Гюго :

«Не бойся. Засни. Я на страже с великой любовью,
Уже над тобою склоняются добрые гении.
Я здесь. Не посмеют припасть к твоему изголовью
Дурные видения.

Когда ты сжимаешь мне руку своими руками,

Пусть яростный ветер нежнейшею сменится скрипкою,
Пусть темная ночь над твоими безгрешными снами
Зардеет улыбкою…»

Париж

Данная глава эссе о Франции опубликована в журнале «День и Ночь (Красноярск), в книге автора «Эпоха Техно», М., Изд. Вест-Консалтинг, 2018