Софья Оранская

Часть II – Глава 1

«ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ»

(Франция: эмиграция)

Франция… Первое, что сразу приходит на ум, когда мы это имя произносим, – это «Красавица-Франция» и, конечно, Республика : «неделимая и демократическая». Как это и было записано в Конституции от 4 октября 1958 года (вспомним – в 1958 году родилась V Республика Франции) в статье 2, пункте 1 : «Франция – это Республика, неделимая, лаическая, демократическая и социальная. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, без различия происхождения, расы или религии. Она уважает верования.» А что, собственно, нового в этом определении Франции как Республики в Конституции 1958 года по сравнению с провозглашенными Великой Революцией 1789 года «Свободой, Равенством и Братством» ? А разница в небольшом, но таком важном, дополнении – «…без различия происхождения, расы или религии.» (…)

Как-то раз автору этих строк понадобились данные о проживающих на территории Франции русских – сколько же здесь их, моих соотечественников? Я обратилась в Статистический Центр Франции (в Париже), где мне ответили, что «Франция – анти-расистская страна, и подобные данные запрещено собирать…» (?!) Я поинтересовалась : мол, а что собственно в этом расистского, если писатель хочет узнать, сколько его соотечественников проживает во Франции, просто хотя бы для того, чтобы знать, на какую публику он здесь может рассчитывать и в каких количествах издавать книгу на русском языке во Франции и стоит ли вообще это делать… Работница Статистического Центра несколько смутилась, затем сказала, что «все это не ее вина, а ее миссия – прием посетителей и их регистрация», и показала мне брошюры, книги и сборники статистических данных, где я могла бы найти для себя «хоть какие-нибудь приблизительные данные». Искать пришлось долго и точное количество русских во Франции так мне и не удалось установить. Так же вы не найдете, сколько же во Франции поляков, итальянцев, португальцев, китайцев, турок или выходцев с африканского континента. В чем же здесь дело ? Франция буквально «наводнена» лицами иного происхождения, расы или иной, чем католическая, религии, а учет этих лиц не ведется ? Не верьте глазам своим. Ведется, еще как. Как только вы поселяетесь на территории Франции (легально, разумеется), на вас в Префектуре заводится целое досье, которое запускается в огромную машину – Систему Информационного Учета. И какие бы телодвижения во Франции вы ни совершали, то бишь выход замуж или развод, появление детей, попадание в разряд безработных или изменение места работы, покупка дома или банкротство, выигрыш огромной суммы в лото или большой долг в банковском кредите, скрывание от налогов или заполнение бумаг в мэрии для приглашения ваших друзей пожить у вас месяц-другой – всё это (незаметно для вас !) будет вписываться в ваше досье. Другое дело, что вы сами не имеете Права доступа к вашему собственному досье (дабы вы не смогли что-либо изменить в нем – в вашу пользу). И с другой стороны, Граждане Франции не имеют Права доступа к точной, конкретной информации о том, сколько же их, иного происхождения или религии, проживает на территории Франции, поскольку, как это философски объясняется, – мы все равны перед законом, и происхождение не имеет никакого значения для демократического общества, главное, чтобы гражданин был честным труженником, ну, и прочее-прочее… Но… читайте между строк : дабы не возмущался общественный порядок. А возмущению коренного француза не было бы конца, если бы он узнал Правду. А так, говорят везде : эмигрантов во Франции стабильно 6 % населения, в 1928 году было 6% и сейчас (…) 6%, нет причин для волнений, в Багдаде все спокойно. Но так ли уж всё спокойно ?

Обратимся же к истории эмиграции во Франции.

Исторически, эмиграционный процесс во Франции можно разбить на три периода:

1) с 1850г. до Первой Мировой войны. В основном, это так называемые здесь mains d’œuvre – «рабочие руки». На том этапе – в основном, бельгийцы и итальянцы.

2) с 1918г. по 1939г. В этот период самой большой была волна в 20г.г. Эта эмиграция делилась на всё те же «рабочие руки» (экономическая эмиграция) и, с другой стороны, «беженцев» (политическая эмиграция : русские, испанцы, португальцы, немецкие евреи). И

3) с 1945г. до наших дней. В этот период самой большой была волна в 60г.г., и опять же, в основном, «рабочие руки» (с Африканского континента и Ближнего Востока).

Заметить, между строк, белоручкам-французам периодически не хватало черно-рабочих рук, которых они и нанимали со стороны – за ничтожную плату, аж до середины 70г.г., когда было, наконец, решено приостановить так называемую экономическую эмиграцию, и для тех, кто хотел попасть во Францию, остались лишь иные каналы, существующие и поныне – «Политическое Убежище», «Воссоединение семьи», «Учеба в Университете», «Временная работа по контракту» или… «Замужество».

По поводу черно-рабочих и прочих специальностей эмигрантов : есть на этот счет статистические данные (ура, открытые для публики !) :

так, известно, например, что в настоящее время

  • около 45% работающей эмиграции – это неквалифицированные рабочие,
  • около 25% – мало-квалифицированные служащие,
  • около 12% – средние служащие,
  • около 10% – кадры, функционеры, преподаватели вузов и
  • около 8% – коммерсанты и мелкие ремесленники.

(…) Ну, а что насчет зарплаты ? Оказывается, что она ниже, чем у француза при идентичной работе – у мужчин на 10%, у женщин – на 13%.(…). А вы говорите «равенство перед законом… независимо от происхождения». Кто, я говорю ?! Вы, вы – французская Конституция.

Но сколько же их, эмигрантов во Франции ? И каков он, прошлый и настоящий профиль французской эмиграции ? Каковы пропорции между выходцами из Западной и Восточной Европы, с Африканского континента, с Ближнего Востока ? Это, как оказывается на поверку, самый сложный и довольно щепетильный вопрос. Смотря хотя бы потому, что конкретные и точные данные отсутствуют. С другой стороны, подсчитать оказывается не так-то просто. Прежде всего потому, что эмиграция всегда находится в подвижном состоянии. Приведу пример для ясности.

Например, вы приезжаете учиться в Университете. Вам выдают в Префектуре карту – вид на жительство на год как студенту. Вы становитесь временно проживающим на территории Франции. Но ваша «временность» может растянуться на годы : сначала вы учитесь, потом вы, например, находите работу или женитесь (выходите замуж), потом вы подаете на французское подданство и его получаете. И через это вы выбываете из числа эмигрантов. Вы становитесь французом через натурализацию. Вас больше не учитывают в статистике как эмигранта. Но разве вы не остаетесь после того, как получили французский паспорт, все тем же русским, поляком, китайцем или турком ? Теперь, что касается ваших детей. У вас в браке рождается ребенок. Ваш(а) супруг(а) – коренной француз (француженка), Вы – через натурализацию. Кто ваш ребенок ? Правильно, по закону (см. выше в Первой части) – ваш ребенок француз. И так же, по французскому закону, вообще нигде не имеют права указывать на его иное происхождение (по принципу : рожден на территории Франции в законном браке, в котором хотя бы один из родителей – француз). Однако в Статистическом Центре мне пришлось увидеть потрясающие данные : оказывается, эти дети учитываются в статистике как дети «смешанных браков»! Получается вроде того : он француз, но… не совсем француз (один из родителей – поляк, русский, итальянец или мароканец). Тем более это касается детей, рожденных в браке, где оба родителя – не коренные французы, а в результате натурализации. Но в общие данные об эмиграции эти данные не включаются. В результате и получается та самая абракадабра, с которой и столкнулись в настоящее время французы. Так, официальные данные гласят : во Франции всего лишь 6% населения – эмигранты, то бишь около 4 миллионов человек (на 60 миллионов населения). Граждане, откуда паника, – мол, слишком много эмигрантов ? слишком много арабов (63% французов так думает) ? И в 1928 году столько же было, и даже в 1911г. (1 миллион на 39 миллионов населения). Нет причин для беспокойства. (Странно вот только, откуда во Франции – по другим источникам – около 20 % населения – мусульмане ?… ) А может, эти официальные данные – фальшивые ? Нет, самые что ни на есть достоверные. Только не надо забывать, что эти данные – лишь о настоящих новоприбывших эмигрантах. А те, кто получил французское подданство ? А дети в смешанных браках «не совсем французы»? Они уже не учитываются как эмигранты (учитываются в секретных документах, но в глобальную официальную – для Народа – статистику не входят). А потом, даже эти 6% ни о чем не говорят. Так, известно (из данных Статистического Центра), что, например, в 1928г. – около 90% всей эмиграции составляли выходцы из Западной и частично Восточной Европы и лишь около 10% – выходцы из Азии и Северной Африки, тогда как профиль современной эмиграции изменился : лишь 18% – это выходцы из Европы, 45% – с Африканского континента и 37% – из Азии! Правда, данные эти особенно не афишируются (так, находятся иногда такие любопытные вроде русской писательницы, которой не лень было это раскапывать в пыльных талмудах Статистического Центра, да и то верно, случайно она это и раскопала, т.к. искала данные по отдельно взятой нации – русские – на территории Франции, а «раскопки» оказались удивительно интересными, т.к. открыли совершенно невиданные вещи…)

Вообще, Франция – по-своему парадоксальная страна. С одной стороны, французов традиционно обвиняют в «ментальной закрытости», в задыхании в рамках собственной культуры, с другой стороны, всего за сто лет Франция превратилась в мульти-национальную страну (если сейчас здесь насчитывается около 20% мусульман, то с полной уверенностью можно сказать, что 40–45% населения Франции – некоренные французы). Где же логика ? А логика есть – внутренняя, железная : именно это «задыхание в собственной культуре» и привело к мульти-национальности современной Франции, в этом смысле XX век был для Франции «взрывным» — «всё смешалось в доме Облонских». И опять же как всегда (вот же легкий французский характер !) в соединении полезного (всю тяжелую работу спихнуть на эмигрантов) с приятным (привнос свежей культурной волны, точнее даже, многочисленных волн). Но нет дыма без огня : так «польза» и «приятность» грозят обернуться настоящим пожаром… то бишь изжогой и язвой желудка… Это я к тому, что мульти-национальность хороша в определенных пределах и пропорциях, при потере которых возникает… раздражение, трение, конфликт… бунт, удар изподтишка, поножовщина. Последнее уже не от взаимного обогащения, а от полного отсутствия какой-либо культуры.

Как же все эти многочисленные национальности сосуществуют во Франции – каждый в своей диаспоре ? рядом с другими национальностями ? рядом с коренными французами ? Как принимают французские «правила игры», и все ли принимают ? Как смотрят сами французы на тех, иных по происхождению ? Существует ли во Франции дискриминация по расовому и национальному признаку, и вообще… кто виноват ? Начнем с конца : никто не виноват – так сложилось. Потому что… «хотелось как лучше, а получилось как всегда

Париж

Отрывок опубликован в журнале «День и Ночь (Красноярск, 2012) и в книге автора «Эпоха Техно», М., Изд. Вест-Консалтинг, 2018