Софья Оранская

Часть I – Глава 18

«А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ»

(Франция: Культура)

«Через двадцать лет ничего не будет.
Одно сплошное телевидение…
»

Из фильма Меньшова “Москва слезам не верит

Культура… А что, собственно, это такое? Существует ли “культура вообще” (для всех, независимо от эпохи и нации) и “культура в частности” (культурный “код” каждой нации)?.. Что такое “массовая культура” и “элитарная культура”? /…/ И чем отличается французская “культура” от других национальных, в частности, от русской? Что значит для француза — “Быть культивированным” (так и говорят по-французски “ être cul­tivé”), “Иметь общий хороший культурный уровень”? Каковы общие западные — и французские в том числе — “культурные тенденции”? То есть что больше ценится с точки зрения “культуры”? быть “начитанным”? “наслышанным? “накаченным”?.. И вообще — нужна ли она, культура, в обществе, где рыночные ценности (valeurs de marché — устойчивое французское выражение) с его базовым понятием “все продается — все покупается в обществе потребления (société de con­som­ma­tion — второе устойчивое выражение)” являются определяющими весь облик “системы” ? /…/ И не является ли в таком обществе “культура” таким же потребительским товаром, как и вся другая продукция — недлительного (питание), полу-длительного (одежда) и длительного (дом) потребления? И как смотрят на это сами члены такого общества ?.. Вопросов у автора много, а размеры данного эссе ограничены. /…/ А пока — ограничимся несколькими общими замечаниями.

Во-первых, как определяют французы “культуру”. Из Малого Словаря Ларусс становится ясным следующее:

Культура (для француза) — это

1. Сумма разделенных убеждений, манеры мыслить и реагировать, которые ориентируют более или менее сознательно индивидуума или группу лиц.

2. Сумма знаний в какой-либо области (или областях знаний).

3. Сумма социальных структур и артистических, религиозных и интеллектуальных движений (манифестаций), которые определяют группу или общество и тем самым отличают от других групп и обществ.

Кроме того, находим здесь следующие определения:

Массовая культура — культура, созданная и распространенная в обществе средствами массовой информации (радио, газеты, журналы, телевидение, интернет).

/…/ Культура предприятия — сумма традиций структуры и знание дела, которые обеспечивают необходимый код поведения и связь внутри предприятия.

Проще не скажешь: “необходимый код поведения” … Но ничего не сказано о том, что, собственно, делает нас — превращая из диких и эгоистичных “дай-дай!” “мое-мое!” — в некое “культурное” существо, которое находит “необходимый код поведения” внутри общества и вместе с тем “остается самим собой” (ах, если бы!)

Что же “культурно” формирует француза? /…/

А на что же “падок” взрослый француз? какие “культурные” занятия и развлечения предпочитает?

Возьмем вполне официальные данные и посмотрим, как француз “развлекается”. Например, “выходы” в/на (за последние 12 месяцев до опроса /…/)

  • музей (хотя бы один раз) 33% опрошенных
  • исторические места (хотя бы один раз) 30%
  • выставки (хотя бы один раз) 25%
  • профессиональные театры 16%
  • цирк 13%
  • концерт рок-музыки и джаз 13%
  • мюзил-холл, варьете 10%
  • концерт классической музыки 9%
  • опера 3%
  • оперетта 2%

 

В опрос не входило посещение исторических или литературных конференций — проводится их великое множество в Париже, но ходят на них “специалисты”, довольно узкий круг, т.е. этот вид культуры достаточно “элитарный”.

Комментируя вышеуказанные данные, можно сказать следующее — опера и оперетта нынче здесь не в моде. И дело не только в цене на билеты — это правда, дорого (в оперу — от 25 до 180 евро место, но заметить, за 25 евро вы можете и половину сцены не увидеть). Цены на концерты рок и поп-музыки тоже “не греют”, но количество желающих “выйти” на стадион покричать и поделать “козу” от этого не уменьшается. И публика в Опере и на Стадионе отличается — и по внутренним установкам, и по социальному положению.

Музеи по-прежнему популярны, в музеи французы любят ходить, особенно водить своих детей. Это, конечно, не может не радовать. Что касается многочисленных выставок — то от музейных “походов” это отличается большим “любопытством”, чем настоящим “интересом” : в музее всё ясно, всех артистов уже “по полочкам” разложили и всю информацию о них в рот положили. На выставке, по большей части, “ничего не понятно”, но… “любопытно”. Придти, “поглазеть”, даже познакомиться с художниками, но… по большей части ничего не купить. Печальный для современных художников факт… или постфактум другого очень характерного явления нашей эпохи — которая “берет” нынче количеством нередко в ущерб качеству: много художников, артистов всех сортов, музыкантов всех видов, певиц и певцов всех направлений, писателей всех жанров, поэтов (во Франции издается около 50.000 авторов-поэтов в год, наших современников, все по большой части за свой счет…!) А кто из всего этого легиона становится знаменитым при жизни? Увы, немногие /…/.

Что касается классической музыки, то она не особо нынче в почете. Так же относится к “элитарному” виду Культуры. Правда, каждые выходные и даже на неделе вечером в различных католических церквях и соборах проходят концерты духовной музыки, где можно услышать Баха, Моцарта, Вивальди… Большая часть из них — бесплатно. /…/

Говоря о Кинозалах, можно сказать, что посещение прогрессивно, но неуклонно падает. Во-первых — потому что появилось много других “развлечений”, в последнее время — все эти “жестокие игры” на компьютере, а также интернет просто “оторвали” значительную часть публики от голубых экранов. Кроме того, цены: полный тариф — 12 евро за билет, не часто “выйдешь” в кинозал. А потом — что смотреть?! По статистике, тридцать процентов французов из всех, посещающих кинозалы смотрят время от времени французские кинокартины. Остальные 70… американские /…/

Ну, а книга? Какое место она занимает в “культурном потреблении” француза? По одной статистике известно, что /…/:

Что за последние 12 месяцев

  • 71% французов прочитали хотя бы одну книгу,
  • 34% — от одной до девяти книг,
  • и 63% купили хотя бы одну книгу за последний год.

 

Но что цифры?! Более важны наблюдения над жизнью. Потому что цифры цифрами, а то, ЧТО читают (и покупают!) французы — тоже само по себе. А читают — прежде всего, литературу по специальности, по информатике, “как разбогатеть”, т.е. по бизнесу и маркетингу, полицейский и приключенческий роман, по дому и хозяйству (ремонт, домашний декор — советы специалистов, книги по уходу за растениями и животными, рецепты классической французской и особенно сейчас в моде национальных кухонь — восточная, мексиканская, японская, а так же региональная французская), /…/ по здоровью (“как правильно питаться”, “как похудеть”, “по уходу за кожей”, и т.д.), /…/ и наконец, романы “на пике” (“модные”, но некоторые из них действительно “серьезные” и “стоящие”). Что касается серьезной литературы — художественной всех эпох и народов, по истории — всех эпох и народов, по истории искусств и культур… всех эпох и народов, поэзия, философия, религия и т.д. — все это есть в магазинах, найти можно практически всё /…/. Но, конечно, если вы предпочитаете это тенденциям массового чтения, то в этом случае вы попадаете в разряд “культурной элиты”. Можете радоваться. А можете и огорчаться. Потому что… “во многой мудрости много печали”. А в обществе потребления опасно (для себя и для этого общества) быть шибко умным.

Ну, и, конечно, массовая культура без телевидения — это вообще не “культура”. Что там “книга”, что “выходы в свет” по выходным! Придти после работы, тяжелого рабочего дня, плюхнуться на диван и… поглощать. А программ столько — не знаешь, что и выбрать /…/. А сколько все-таки француз смотрит телевизор?

  • 77% — каждый день!
  • 14% — время от времени и
  • 9% — никогда.

И потом — что смотрит? /…/ Более всего, смотрят: фильмы полицейского и “сентиментального” плана, телесериалы /…/, игры, передачи типа “Выиграть миллион”, /…/ для “интеллектуалов” /…/ “Книжная полка” (новые книги, но не только романы) /…/.

В общем, несмотря на богатый выбор, обычному французу выбирать особенно не приходится — и между концертом классической музыки и зажигательной игрой не особо долго идет спор, и у последней больше шансов быть “увиденной и “услышанной”.

Так, сам того не зная, уверенный Рудольф из “Москва слезам не верит” оказался прав. “Одно сплошное телевидение”. Между прочим, знаменитый французский актер Ален Делон в одном интервью это так же подтвердил и уже давно, лет 20 назад: мол, новое столетие будет отмечено уменьшением количества (а качество и давно упало!) кинофильмов и резким увеличением количества телефильмов, и вообще теле затмит кине(матограф). И как-то смутно чуется и автору, что есть в этом доля несомненной — горькой — правды.

Почему же все-таки массовая культура так жива? живуча? И это при том, что можно и в обществе потребления найти истинно прекрасное и истинно высокое? В любой форме и любом виде, всех направлений, с любым национальным оттенком. /…/ Богатство этой парижской Культуры велико, огромно, неоспоримо. И всегда находится в движении. В поиске — новых форм и содержания. Проблема только в одном — уметь ПРАВИЛЬНО выбрать среди всего этого многообразия. А на это — нужны внутренние силы. Настоящее желание истинно высокого и истинно прекрасного. /…/ Обычному нормальному французу часто просто лень искать — это самое настоящее (культуру и искусство), а проще “поглотить” то, что легко предлагается — ТВ, радио в машине по возвращении домой, интернет дома на компьютере, “жестокие игры” в субботу. И вы думаете, что эти игры, выместившие собой концерты классической музыки, бессмысленны? Как бы не так! У них самая что ни на есть психологическая нагрузка: вымещение “черных эмоций и настроений”. А то, как же — пять дней из семи над вами “босс” измывался или режиссер на съемочной площадке в рупор (и без рупора) матом крыл, — у французов это, между прочим, тоже очень в ходу, а говорят, крепкое словцо снимает стресс… но это “боссу”, а остальным прибавляет. Так, где же его снять, как не на “жестоких (компьютерных) играх”, на концерте поп-музыки или в баре-бранше, т.е. “модном”, наимоднейшем? На жене ведь в наше время не больно отыграешься — “все такие гордые, все такие независимые…” Эх, как все было хорошо и просто в былые времена — потоскал “бабу” за косы по хате, вроде и «лехше» на душе стало. Правда, есть и во Франции, которые “тоскают за косы”. Но это те, у которых нет компьютера и “визуальной оттяжки”, в общем, отсталые типы.

Но иногда хочется — чистого высокого настоящего. В театр, что ли сходить? /…/ А после театра поедем-ка, милый, “суповать” — /…/ в ресторан, благо в субботу они открыты до полуночи. А потом можно и в ночной бар. А можно и домой. Как карты лягут.

Париж

Отрывок опубликован в журнале «Новый Свет» (Канада, 2020 — 1(27))